История серии ISO 9000
18.03.2017
Система управления качеством ISO 9001
ISO (International Organization for Standardization)
- Международная организация по стандартизации, всемирная федерация национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). ISO 9000 это система международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации. Разработчиком стандартов серии ИСО 9000 является ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в состав которого входят ведущие специалисты в области менеджмента качества более чем из 40 стран. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:
первая версия была подготовлена в 1987 году;
вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года.
третья версия была разработана в 2000 году путем радикального пересмотра версии 1994 года;
четвертая версия стандарта вышла разобщенно:
в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000:2005, в 2008 и 2009 годах — стандарты ISO 9001 и 9004.
Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК 176 решил ограничиться «косметическими» правками — исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (то есть сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе). пятая версия ISO 9001 была выпущена 23.09.2015 совместно с ISO 9000.
Новая версия стандарта 9001 существенно изменилась по сравнению с предыдущей версией. Стандарт ISO 9001:2015 года разработан в соответствии с приложением к директиве ISO Annex SL (ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement – Procedures specific to ISO), которая определяет требования к нормативным документам на системы управления. Она устанавливает новый, единый стандарт для структуры систем управления (не только ISO 9001, но и для других систем менеджмента). Стандарты серии ISO 9000, приняты более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности. Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования — ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Также существуют и независимые системы аккредитации.
Сертификат ISO 9001 необходим предприятиям:
- работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата – так, стандарты ISO серии 9001 признаны практически всеми странами мира, при этом абсолютным лидером в данном направлении является Общеевропейский рынок;
- участвующим / желающим принять участие в торгах (тендерах), проводимых в Республике Беларусь и за рубежом – за наличие у предприятия-участника сертифицированной системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001 автоматически начисляются дополнительные баллы / отдается предпочтение при прочих равных условиях;
- работающим в отраслях экономики, подлежащих особому регулированию и контролю со стороны государства - например, строительство, проектирование, изыскательская деятельность, производство пищевой продукции;
- желающим выпускать качественную продукцию (товары, работы, услуги);
- создание / поддержание/ улучшение имиджа предприятия.
Суть системы менеджмента качества:
- система менеджмента качества - это задокументированный «образ» предприятия как организма, то есть саморегулирующегося механизма, приспособленного к жизни в конкретной экономической среде.
Цель системы менеджмента качества:
- достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев предприятия и общества в целом.
Задачи системы менеджмента качества:
- постоянное улучшение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов).
Внедрение серии международных стандартов ISO 9000 в Республике Беларусь
Данный стандарт в Республике Беларусь осуществляется путем издания на их основе государственных стандартов. Сертификация на соответствие государственному стандарту СТБ ISO 9001-2009 проводится аккредитованными органами по сертификации систем менеджмента. Аккредитация органов по сертификации проводится в рамках Национальной системы подтверждения соответствия.