Претензионная процедура

Что такое претензионный порядок и в каких случаях он необходим

претензионная процедура

Прежде чем обращаться в суд, следует предъявить претензию.

Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» от 10.01.2011 установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора.

Согласно части второй пункта второго статьи 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило – обязательное предъявление претензии. Данное правило установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).

Под претензионным порядком урегулирования спора - это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в экономический (третейский) суд.

Составление претензии

Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором. Требования к ее содержанию изложены в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее — ХПК). В претензии указываются:

  • фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
  • дата предъявления претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
  • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
  • банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
  • перечень документов, прилагаемых к претензии.

К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них. Стоит отметить, что в претензии необходимо отразить все требования, которые  при не разрешении спора будут предьявлены в иске. 

Исковая давность при направлении притензии

Направление претензии приостановливает течение срока исковой давности. В соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) при предъявлении претензии течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором. Со дня получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором, течение срока исковой давности продолжается.

Не требуется соблюдение претензионного порядка:

- в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 6 ХПК (ч. 4 ст. 6 ХПК); - при обращении в суд в порядке приказного производства (ст. 220 ХПК); - при переходе из приказного производства в исковое производство (ч. 4 ст. 224 ХПК); - при предъявлении встречного иска (ч.ч. 1, 2 ст. 167 ХПК); - по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (ст. 10 ГК); - если это предусмотрено договором (ст. 10 ГК, п. 1 приложения к ХПК); - в случае, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор; - в иных случаях. Хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.

Отправка претензии

Соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа. Претензия должна быть направлена заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу (месту нахождения) организации либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя. Доказательствами надлежащего направления претензии должнику является почтовая квитанция об отправке претензии. Но для получения фактического результата, претензию следует направлять по всем адресам, известным кредитору, по которым возможно получение претензии руководством должника. Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что претензия направлена истцом по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии). При этом суд может предложить сторонам воспользоваться примирительной процедурой. В этом случае даже при недостижении примирения и необходимости рассмотрения спора судом примирительную процедуру можно рассматривать как досудебное урегулирование. И тут уже несогласие воспользоваться примирительной процедурой в такой ситуации повлечет оставление иска без рассмотрения, а на стадии возбуждения производства по делу — возвращение иска.

Срок для получения ответа на претензию

Неполучение ответа на претензию в месячный срок не препятствует обращению заявителя претензии в суд с иском (п. 8 приложения к ХПК), если иной срок для ответа на претензию не установлен законодательством или договором.

Пункт 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства» позволяет отсутствие ответа на претензию, полученную должником, расценивается как неоспаривание задолженности, в связи с чем у взыскателя возникают основания для обращения в суд с иском приказного производства. В соответствии со ст. 220 ХПК в приказном производстве рассматриваются требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые в том числе не оспариваются должником, но не выполняются.

Молчание на полученую претензию

В соответствии со ст. 133 ХПК в случае, если дело в суде возникнет вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа в установленный срок, отказ либо уклонение от проведения переговоров), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.

Ответ на претензию

В случае когла адресат принял претензию, он должен указать основания по которым он принимает илим откланяет требования другой стороны по разрешинию конфликта. Так при частичном или полном отклонении претензии к ответу прилагаются копии документов, обосновывающие отклонение претензии. То есть отказ должен быть мотивирован и подтвержден соответствующими доказательствами

 

Если и претензионный порядок не привел к результату, у кредитора остается один выход — обращение в суд.

 




Не нашли ответ? Задайте вопрос в рубрике "Вопрос-ответ"


Статьи из раздела:

Поиск по сайту:

Вопрос-ответ


Алименты
19 декабря 2017, 21:11

Алименты
27 ноября 2017, 16:51

Выход из ООО
24 октября 2017, 14:12

Вопрос аренды
19 октября 2017, 14:41

Самое читаемое

Отчет о доходах и расходах..

С 15 июля 2017 года налоговики смогут потребовать от каждого отчитаться о доходах…

Отчет о доходах и расходах за 10 лет

ДТП без вызова ГАИ..

В каком случае ДТП можно самостоятельно договориться без вызова ГАИ?

ДТП без вызова ГАИ

Вернуть товар..

Что делать если Вы хотите вернуть товар, стоимость которого изменилась?

Вернуть товар

Правила взыскания госпошли..

Постановление Пленума ВХС РБ от 02.06.2011 №1

Правила взыскания госпошлины судами