Воинский учет

Документы по ведению воинского учета военнообязанных в организациях

военкомат

Ведение воинского учета в организации

Многие наши граждане, даже не догадываются о наличии кропотливой работы отдела кадров своего предприятия с государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанный ресурсов.

Что такое воинский учет?

Воинский учет - государственная система учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, состоящих в запасе, и граждан приписанных к призывному участку.

Главная цель воинского учета:

- полнота и достоверность данных, определяющих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Нормативно правовые акты по воинскому учету

Работа по ведению воинского учета проводится по следующим нормативным правовым актам:

Закон от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (c последующими изменениями и дополнениями), устанавливающим правовые и организационные основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы, в том числе обязанность и порядок ведения воинского учета;

Положение о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (с последующими изменениями и дополнениями), определяющим порядок ведения воинского учета граждан Республики Беларусь.

Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (с последующими изменениями и дополнениями), определяющей порядок построения учетной картотеки, назначение, формы, порядок заполнения, выдачи и хранения учетновоинских документов и особенности воинского учета некоторых категорий граждан Республики Беларусь.

За кем может быть закреплен воинский учет по территориальной принадлежности?

Согласно нормам законодательства, функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Республики Беларусь, органами внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами и иными организациями. Для более детального рассмотрения где и за кем прикреплено ведение воинского учета призывников и военнообязанных

можно определиться более точно:

- в военных комиссариатах (областных подразделениях военных комиссариатов);

- в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обоснованных подразделений военных комиссариатов) (далее – местных исполнительных и распорядительные органы);

- в организациях и учреждениях образования независимо от формы собственности.

Стоит отметить, что воинский учет ведется по месту жительства или по месту основной работы (учебы) граждан.

Кто ведет воинский учет в организации?

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, состоящих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях, осуществляющих учет военнообязанных и призывников, численность работников определяется исходя из следующих норм труда на одного работника:

- 1 работник (от 500 до 2500 граждан);

- 2 работника (от 2500 до 5000 граждан);

- 3 работника (от 5000 до 8000 граждан);

на каждые последующие 3000 граждан - по одному работнику.

При наличии на воинском учете в организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию граждан может возлагаться в установленном законодательством о труде порядке на одного из работников организации, как правило из отдела кадров или бухгалтерии.

Если взял в нагрузку ведение воинского учета, кто платит?

Все расходы, которые связанны с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств самих этих организаций.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации, но и в его должностной инструкции. Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы (п. 117 Инструкция № 21). Так, своевременно, в военкомат необходимо предоставлять уведомление с копией приказа об ответственном лице, который занимается ведением воинского учета. Стоит отметить, что в военкомат должна предоставляться вся информация по назначенному сотруднику (о назначении, перемещении и увольнении).

Замена на предприятии ответственного лица по ведению воинского учета

Для бесперебойной работы по ведению воинского учета на предприятии, при временном убытии либо увольнении с предприятия основного работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, состоящих в запасе, возникает острая необходимость в назначении иного сотрудника. Так, руководитель организации должен своевременно отреагировать на изменении ответственных лиц и назначить приказом другого работника данной организации, который имеет отношении к документам предприятия. В этом случае вновь назначенному лицу по акту передаются все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, состоящих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма 2).

Документы по ведению воинского учета  военнообязанных в организациях

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются самими организациями.

В каждой организации с ее образованием (перед началом очередного календарного года) разрабатываются (уточняются):

  1. Приказ "Об организации воинского учета военнообязанных".
  2. План работы по ведению воинского учета военнообязанных (подлежит согласованию с военным комиссаром района).
  3. Функциональные обязанности по ведению воинского учета военнообязанных, также отметка ознакомления ответственных работников с ними.
  4. Картотека личных карточек (форма 2) граждан, состоящих на воинском учете в организации.
  5. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных (форма 24).
  6. Расписки в приеме документов воинского учета (форма № 22).
  7. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета военнообязанных в организации.
  8. Справочная информация по воинскому учету военнообязанных
  9. Руководящие документы по организации и ведению воинского учета:

а) Закон Республики Беларусь, от 5 ноября 1992 г. № 1914 – ХII (в редакции Закона от 22 июля 2003 г. № 229-З)  «О воинской обязанности и воинской службе»;

б) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1662 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

в) Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и ведения  воинского учета военнообязанных».

Таким образом, вышеперечисленные документы формируются в три отдельные папки: в первой хранятся руководящие документы, приказы, планы, функциональные обязанности, а также корешки по форме №22, вторая папка включает в себя все документы, направляемые в военкомат и получаемые из военкомата и третья папка (или картотека) состоит из картотеки личных карточек по форме №2, а для удобства можно хранить также и копии военных билетов или удостоверений призывников, на основании которых и заполняются такие формы. Вместе с указанными папками будет храниться журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан.

Куда вносятся сведения о сотрудниках, подлежащих учету?

Воинский учет граждан ведется по личной карточке (форма 2).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки (форма 2) являются:

- для граждан, состоящих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

- для призывников – удостоверение призывника.

Так, при приеме нового человека на работу (учебу) необходимо проверять у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных - военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).

Порядок построения картотеки из личных карточек военнообязанных и призывников

  1. Личные карточки принятых на работу военнообязанных и призывников помещаются в соответствующие разделы картотеки:

первый раздел - личные карточки на офицеров запаса;

второй раздел - личные карточки на прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса (далее - прапорщик, сержант и солдат запаса).

Личные карточки на военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту;

третий раздел - личные карточки на призывников.

Впереди первого и второго раздела картотеки выставляются личные карточки на забронированных военнообязанных.

Картотека личных карточек граждан, состоящих на воинском учете, строится по алфавиту.

            Следует помнить, что личные карточки на граждан, достигших предельного возраста состояния в запасе, и граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, изымаются из соответствующего раздела картотеки военнообязанных.

В раздел II личных карточек граждан, достигших предельного возраста состояния в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, делается запись: «Исключен с воинского учета по возрасту» либо «Исключен с воинского учета по состоянию здоровья».

При увольнении с работы (прекращении обучения) призывников и военнообязанных, их личные карточки изымаются из картотеки.

Порядок представления сведений о приеме (увольнении) и об изменениях в учетных данных  военнообязанных и призывников

Работнику, отвечающему за ведение воинского учета в организации необходимо сообщать в недельный срок в военные комиссариаты районов (городов) о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования).

Осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, и еженедельно письменно сообщать о них в военные комиссариаты района (города).

Порядок проведения сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата

Ежегодно работнику, ответственному за ведение воинского учета, требуется сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников и военных билетах, представлять эти карточки по требованию для сверки с учетными данными военных комиссариатов районов (городов). Дата сверки документов устанавливается военным комиссариатом района по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются данные раздела II "Сведения о воинском учете", а также другая информация.

По завершению сверки в ВК, инспектор военного комиссариата во всех личных карточках (форма 2), делает отметку простым карандашом о проведении сверки с указанием даты сверки и заверяет подписью, а также делает запись в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных (форма 24).

Кроме того, работнику, ответственному за ведение воинского учета, необходимо направлять в военный комиссариат района ежегодно к 1 октября сведения о количестве работающих призывников и военнообязанных для составления плана сверки на следующий год.

Проверка военными комиссарами состояния воинского учета и ответственность за нарушение

 Проверка состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организациях проводится военными комиссариатами не реже 1 раза в 2 года, а в организациях с численностью работников свыше 300 человек - ежегодно.

Военными комиссариатами проверяется и определяется:

- полнота охвата граждан воинским учетом,

- качество осуществления воинского учета граждан,

- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация

- обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона РБ от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» и Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Минобороны РБ от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция).

Основная цель проверки состояния воинского учета в организации:

- оказать помощь должностным лицам в недопущении ошибок (абзац 1 п.139 Инструкции).

Однако не стоит забывать, что на основании п.20 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при выявлении нарушений в организации и ведении воинского учета военнообязанных должностные лица военных комиссариатов районов (городов) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению, предусмотренных ст.23.60, 25.1-25.4, 25.8 данного кодекса.Так, руководители и другие должностные лица, ответственные за военно – учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП).

— непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, принятых и уволенных, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин. При повторном нарушении — штраф от 4 до 6 базовых величин (ст. 25.2 КоАП);

— умышленное неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат либо воспрепятствование их явке на сборные пункты или призывные участки

— штраф в размере от 2 до 4 базовых величин, за повторное нарушение — штраф от 2 до 8 базовых величин (ст. 25.3 КоАП);

— нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету — штраф от 4 до 5 базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

Вопрос читателя из рубрики "Вопрос - ответ":Работа на предприятии после прохождения мед.комиисии военкомата


Троянович Анна, г. Минск



Не нашли ответ? Задайте вопрос в рубрике "Вопрос-ответ"


Статьи из раздела:

Поиск по сайту:

Вопрос-ответ


Алименты
19 декабря 2017, 21:11

Алименты
27 ноября 2017, 16:51

Выход из ООО
24 октября 2017, 14:12

Вопрос аренды
19 октября 2017, 14:41

Самое читаемое

Отчет о доходах и расходах..

С 15 июля 2017 года налоговики смогут потребовать от каждого отчитаться о доходах…

Отчет о доходах и расходах за 10 лет

ДТП без вызова ГАИ..

В каком случае ДТП можно самостоятельно договориться без вызова ГАИ?

ДТП без вызова ГАИ

Вернуть товар..

Что делать если Вы хотите вернуть товар, стоимость которого изменилась?

Вернуть товар

Правила взыскания госпошли..

Постановление Пленума ВХС РБ от 02.06.2011 №1

Правила взыскания госпошлины судами