Лодочный мотор. Регистрация в ГИМС
17.04.2023
Нужно ли регистрировать в ГИМС лодочный мотор (ПЛД)?
Нужно ли регистрировать в ГИМС мотор?
Условия, когда необходима государственная регистрация прописаны в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2007 № 812 «Правила государственной регистрации судов внутреннего плавания, судов смешанного (река–море) плавания» (далее по тексту – Правила).
Спускаемся до пункта 8 Правил. Находим текст:
«Право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь и право собственности на судно или на долю в ней возникает с момента государственной регистрации судна в Реестре. Моментом государственной регистрации судна и прав на него является внесение ГУ «Государственная администрация водного транспорта» соответствующих записей в Реестр».
Читаем далее, пункт 16 Правил:
«Правообладатель в течение 30 дней со дня оформления (издания, принятия) правоустанавливающих документов на судно или на долю в нем должен обратиться в ГУ «Государственная администрация водного транспорта» для государственной регистрации судна или прав на него».
Обратите внимание: законом предусмотрен ограничение по сроку для постановки на учет транспортного средства (водного) с мотором при его наличии.
Норма, которая прописана в пункте 16 Правил реализуется через пункт 15.43 Указа от 26.04.2010 г. №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее по тексту – Указ 200).
Читаем пункт 15.43 Указа 200 где это прописано в виде таблицы с указанием требований:
В первом же столбце таблицы мы впервые видим слово «Государственная регистрация и классификация маломерного судна». Как видно из прописанного в пункте 15.43 Указа 200 инспектор ГИМС при проведении государственной регистрации устанавливает классификацию маломерного судна, а в нашем случае судно с подвесным двигателем (а запись в судовом билете выглядит так: судно с ПЛД). Для информации: одновременно с присвоением классификации маломерному судну присваивается категория сложности района плавания с указанием разряда (при его наличии)».
При желании самостоятельно прочитать как определяется классификация, можно обратившись к Водному кодексу Республики Беларусь, статье 37.1. «Классификация маломерных судов», а также прочитав Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013г. № 1149 «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов».
Выдержка из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1149 «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов»:
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
…
…….
- При государственной регистрации в судовой книге указываются:
16.1. один из следующих типов маломерного судна:
гребное;
судно с подвесным двигателем (двигателями);
катер;
гидроцикл;
парусное;
парусно-моторное;
16.2. один из следующих видов маломерного судна:
палубное;
беспалубное.
- Зарегистрированному маломерному судну присваивается регистрационный номер, включающий буквенный код из букв русского алфавита и порядковый номер регистрации из четырех цифр.
Обоснование от эксперта о необходимости постановки мотора на учет в ГИМС
Для наглядности сказанного выше, моделируем ситуацию:
СИТУАЦИЯ 1: Вы приобрели лодку и мотор.
Шаг 1: Везете лодку и мотор в ГИМС в установленные законодательством сроки для проведения государственной регистрации и классификации (п. 16 Правил).
Шаг 2: Предоставляем инспектору ГИМС пакет документов который указан в п.15.43 Указа 200. В этом пункте мы видим, что в момент проведения государственной регистрации двигатель должен так же предоставлен, при его наличии!
Шаг 3: Вы предоставили на ТО лодку и мотор.
Итог: Вашему судну присваивается тип: судно с подвесным двигателем. Лодка и мотор вписан в судовой билет!
СИТУАЦИЯ 2: Вы купили лодку, но мотор еще не купили.
Шаг 1: Везете в ГИМС только лодку (п. 16 Правил).
Шаг 2: Провели государственную регистрацию и классификацию только лодки (п. 15.43 Указа 200). Получили тип судна: судно с подвесным двигателем (в судовом билете внесена запись: судно с ПЛД). С этого момента у вас есть еще 10 дней (срок действия административной процедуры п 15.43 Указа 200) на бесплатное внесение записи мотора, который вы приоритете к своей лодке. Обратите внимание: Дни в этом случае считаются согласно работы ГИМС!
Шаг 3: прошло 10 дней после государственной регистрации и срок на бесплатное вписанние мотора истек, т.к. мотор у вас еще не куплен.
Шаг 4: спустя время (месяц, год и т.п.) вы купили мотор к лодке. Вы вновь едете в ГИМС и согласно требованию, п.15.43 Указа 200 предоставляете документы, подтверждающие законность приобретения мотора. Вновь взымается плата за проведение административной процедуры по внесению изменения в судовом билете, т.к. срок 10 дней истек. Обратите внимание: чеки, договора купли-продажи и т.п. на мотор не являются основание вашей собственности, до момента проведения государственной регистрации по п.15.43 Указа 200.
Итог: в ваш судовой билет, где есть запись о лодке вписывается и мотор. С этого момента вы приобрели права собственности на мотор.
Совет от эксперта: Если вы решили не производить плату согласно п.15.43 Указа 200 (а это лишь 1 БВ или 2 БВ) за государственную регистрацию мотора к лодке, то мотор не будет вписан в вашем судовом билете, и вы не приобретаете статус собственника данного имущества (только владелец). Если мотор к лодке не прошел государственную регистрацию, то данное имущество (мотор в нашем случае) в дальнейшем законно подарить, продать, отдать в наследство вы не сможете. В случае утери (угоне вместе с лодкой) прав собственности на мотор нет.
С выходом на воду с незарегистрированным мотором вы попадаете под ответственность статьи:
- 18.39 Кодекс об Административных Правонарушениях Республики Беларусь (далее по тексту – КоАП РБ) «Нарушение правил регистрации и учета судов» с наложением штрафа в размере от 2 до 5 БВ.
- ч.2 п.18.7 КоАП «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов, правил пользования базами (сооружениями) для их стоянок» с наложением штрафа в размере от 5 до 9 БВ за нарушение установленных в судовом билете требований к количеству двигателей или их предельной мощности.
СИТУАЦИЯ 3: к своей лодке купили мотор у физического лица.
Шаг 1: Везете в ГИМС документы на мотор.
Шаг 2: Предоставляете документы, подтверждающие законность приобретения мотора. Обратите внимание: за эту административную процедуру взымается плата согласно п. 15.43 Указа 200.
Итог: Мотор вписан в ваш судовой билет.
Совет от эксперта: Если в момент предоставления документов на мотор в ГИМС обнаружится что вы приобрели мотор у физического лица, который был первым владельцем и не провел первоначальную государственную регистрацию мотора в ГИМС и у него есть договор купли-продажи на его имя, то провести государственную регистрацию в ГИМС на свое имя, как первого владельца, вы не сможете, а значит и использовать на воде такой мотор нельзя.
Что касается наследственных прав на мотор, то придется смирится, что если наследодатель не провел при жизни законную процедуру по установлению собственности на мотор, то смело снимайте розовые очки и рассматривайте это как факт, что наследодатель кинул вас на мотор. Это значит, что пользоваться таким мотором вы сможете только на суше, например, для покоса травы!
Если не убедили с тем, что необходимо провести государственную регистрацию мотора в ГИМС, то предлагаем смоделировать ситуации из жизни, что будет происходить.
У вас украли лодку с мотором. Вы пишите заявление в милицию о пропаже. Милиция делает запрос на имущество в ГИМС, где выясняется факт вашей собственности только лодки без мотора, согласно судового билета (мотора нет в журнале ГИМС, т.к. вы приняли когда-то решение ездить с договором купли-продажи, счет-справкой и т.п.) простыми словами, игнорирование п.15.43 Указа 200 (предоставление документов мотора (при его наличии) в ГИМС). Пропажа найдена. Что вам отдадут на руки? Правильно, только лодку. На нее есть государственная регистрация (вы собственник лодки). Мотор останется в отделении милиции до нахождения Собственника. Проведете регистрацию мотора на свое имя в ГИМС, заберете, не проведете, то в милиции мотор со временем будет признан как бесхозяйная вещь по статье 226 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Объясняем детально, это значит, что мотор у вас есть, но он ваш только по косвенным признакам. Собственник мотора установится только при проведении государственной регистрации (п. 15.43 Указа 200). Документы обязаны быть внесены в журналы, реестры, списки и т.п., а подписание договора купли-продажи, счет-справки, является лишь документом, подтверждающим что кто-то, когда-то потратился.
Вы должны разграничивать два слова «Собственник» и «Владелец». Отличия в том, что собственник прошёл государственную регистрацию на свое имя, а владелец лишь может ссылаться на свои слова «У меня тут есть документы что я оплатил …».
Прочтите пункт 14 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1149 «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов», там вы прочтете «С момента государственной регистрации маломерного судна в судовой книге возникает право собственности на это судно».
Выдержка из Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2013 № 1149 «ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственной регистрации и классификации маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов»
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ
13.Государственная регистрация маломерных судов осуществляется в целях их учета.
14.С момента государственной регистрации маломерного судна в судовой книге возникает право собственности на это судно или на долю в ней и право плавания под Государственным флагом Республики Беларусь.
Моментом государственной регистрации маломерного судна является дата внесения соответствующей записи в судовую книгу.
Знаем, что многие так и останутся при своем мнении и откажутся провести запись в свои судовые билеты. Наслышаны историями в этом вопросе на многочисленные беседы в чатах, форумах и т.п. Мы в свою очередь попытались вам показать на примере выдержек из законодательства тех моментов, которые основаны на юридическом прочтении законов.
Наши выводы:
Если у вас нет моторной лодки, на которую можно установить мотор, вы вполне имеете право приобрести мотор. Но на воду выйти вы не сможете, ведь у вас нет моторной лодки. Если вы передадите этот мотор другу, у которого есть лодка, которая прошла государственную регистрацию и классифицирована как лодка с ПЛМ в ГИМС, и он выйдет на воду, то у него не будет правоустанавливающих документов на данный мотор. В связи с чем друг будет привлечет к ответственности т.к. договор купли-продажи а ваше имя и мотор не пошедший государственную регистрацию в ГИМС.
Если у вас есть зарегистрированная лодка в ГИМС, и вы спустя время купили мотор, то вы обязаны дочитать п. 15.43 Указа №200, где сказано, что при наличии мотора государственная регистрация маломерного судна и двигателя (при его наличии) нужна.
Для простоты понимания запомните: при наличии еще одного договора купли-продажи вы опять должны пройти путь государственной регистрации в ГИМС. Как говорится на каждый договор купли-продажи своя государственная регистрация (административная процедура).
Для чего ГИМС берет плату за административную процедуру?
ГИМС в первую очередь отвечает за безопасность на воде. По этой причине ГИМС контролирует безопасноть в своей области, по аналогии, как и ГАИ на дороге. Именно по этой причине в момент проведения государственной регистрации ГИМС просит показать наличие на вашем судне соответствия моторной лодки с мотором, а также наличия у вас спасательного жилета, огнетушителя и т.п., чтоб оценить серьезность подхода к своей жизни и жизни своих пассажиров. А за персональные внимания с внесением записей по вашему имуществу в журналы ГИМС и выдачу официального документа и берется плата согласно прейскуранту, установленному государством.
Ваше право знать какие у вас есть права и обязанности при проведении отдыха на воде.
Хорошего отдыха!
Статья подготовлена на основании полученных разьяснений ГИМС.
В статье использавано изображение с сайта: zviazda.by, albatros-yamaha.ru